Дети неверных ценностей

13.12.2012
Газета «Ведомости»

Мой клиент П., владелец и генеральный директор крупной развивающейся инвестиционной компании, поделился со мной негодованием. Его бизнес стремительно растет, и ему в команду очень нужны молодые квалифицированные специалисты. П. — человек с вполне прогрессивным мышлением. Люди, приходящие в его компанию, получают не просто некий сектор работы и зарплату, а среду, в которой есть возможность раскрываться и расти. Однажды к нему на собеседование пришел вчерашний студент, выпускник бизнес-школы в Гарварде, и стал вести себя так, как учат рекрутеры: был чрезвычайно активен, продавал себя как крутого специалиста, потому что окончил крутое учебное заведение. Он недрогнувшим голосом назвал сумму с несколькими нулями и был готов приступить к работе прямо завтра. П. резко остановил претендента: «Мне тоже нужно рассказать, на каком месте я в списке Forbes, или мы поговорим о деле?»

И задал ему два вопроса: «Что реально ты можешь? Какую пользу ты готов принести моей компании? Если хочешь состояться как профессионал, приходи и покажи, на что ты способен. Учись — у меня, у старших коллег. За зарплату стажера. Когда я увижу, что ты можешь, я с удовольствием вернусь к разговору об изменении контракта. Я готов хорошо платить за пользу для компании».

П. хотелось видеть в человеке желание делать свое дело качественно. Вместо этого он видел болезненные амбиции и убежденность, что компания с самого начала должна ему — и много. А на такой платформе невозможно построить качественное сотрудничество. П. также заметил, что логикой и аргументами он не может пробиться через броню соискателя, и назвал это «дефектом личности».

Возможно, П. был несколько резок, но с его позицией я согласна. В своей практике я сталкиваюсь с тем же самым явлением, когда в команду хотят прийти молодые специалисты, которые вчера окончили курсы по коучингу или получили психологический диплом. С моей точки зрения, это глубокая и системная проблема.

Давайте будем откровенны. В нашем сегодняшнем обществе девальвированы ключевые жизненные ценности: ценность труда, ценность глубоких профессиональных знаний. Честность перед самим собой, чувство собственного достоинства, готовность делать добро, ответственность также не рассматриваются как ценности многими молодыми людьми, вчерашними студентами. Вместо этого в их голову вложено, что важны статус, деньги, первенство в конкурентной борьбе и агрессивная сила.

Я бы назвала это ценностями невротического общества. Особенно уязвимы здесь оказываются молодые люди. Они заглатывают эти «ценности» без цензуры, они не имеют к ним иммунитета. Стремясь соответствовать ожиданиям такого общества, они теряют связь с собой настоящими. Устоять могут только те, кто имеет здоровые ориентиры и мощную поддержку семьи.

В описанной ситуации нет правых и виноватых. Но у меня есть профессиональные рекомендации для обеих сторон.

Для молодых специалистов:

  • развивайтесь не только профессионально — развивайтесь личностно, работайте над своими жизненными целями и ценностями;
  • выйдите из потребительской позиции: если вы хотите что-то получать от организации и людей, возьмите за правило дать сначала что-то;
  • благодарите за уважительную критику, потому что многое мы сами в себе не видим, нам нужно зеркало;
  • выйдите из состояния безнадежности, вы достигните всего, если будете идти к этому спокойно, делая свою работу профессионально, качественно и честно;
  • относитесь к себе, своему времени и труду как к ценности, но точно также и ко времени и труду других людей;
  • воспринимайте жизнь как динамический процесс, развивайтесь, не стыдитесь того, что сегодня вы знаете немного.

Для руководителей:

  • вкладывайтесь эмоционально и интеллектуально только в тех специалистов, которые вас слышат и способны испытывать благодарность, поддерживайте и поощряйте их в развитии;
  • не пытайтесь заниматься психотерапией и коучингом с «потребителями» на рабочем месте, пытаясь их «очеловечить», люди могут личностно развиваться и отказываться от неконструктивных привычек только тогда, когда сами этого хотят.