Эмоции - это работа

17.10.2013
Газета «Ведомости»

Бытует устойчивый миф, что успеха в бизнесе можно добиться благодаря жесткости, иногда даже агрессивности, интеллекту и логике. Эмоциональному фону должного внимания традиционно не уделяется. А что получается на практике? Если расшифровывать понятие «добиться успеха» как «заработать денег», то, несомненно, сделать это при помощи логики и жесткости вполне возможно. Но возможно ли, опираясь лишь на эти факторы, построить и развивать процветающую компанию?

Важным фактором успеха предпринимателя является эмоциональная грамотность. Чем больше развивается бизнес, тем большее значение в этом процессе играют люди и отношения, которые руководителю удается выстроить с командой. Заставить людей гореть вашей идеей без уважения, понимания, мотивируя только деньгами, к сожалению, невозможно. А для того чтобы понимать людей, нужно в первую очередь понимать и чувствовать самого себя, т.е. быть эмоционально грамотным.

Вот, например, очень распространенный запрос, с которым приходят предприниматели: как перейти к новому стилю руководства. На определенной стадии развития бизнеса руководителям хочется отдать больше полномочий своим замам, т.е. перейти на качественно иной уровень распределения ответственности. Но часто, принимая решение организовать процесс управления по-новому, лидер продолжает действовать по старым схемам. Такой руководитель бессознательно верит, что истину знает только он и сделать хорошо на 100% может все только сам. В результате происходит конфликт.

С одной стороны, руководитель вроде бы начинает передавать функции, ожидая от сотрудников отдачи. Но тут же неосознанно вторгается в уже сформированные подчиненными планы и отнимает инициативу. Подобный тип лидерства вообще характерен для российского бизнеса. Авторитарная модель управления, централизованная власть, тотальный контроль — в такой стране мы с вами выросли. Эту модель поведения мы впитали с детства и реализуем ее на уровне рефлекса. Многие современные руководители проигрывают эту схему в своей деловой жизни, расстраиваясь, что у них нет ответственных и мотивированных последователей. И не понимают, что сами не могут построить в бизнесе отношений, которые привели бы к нужному резонансу.

Авторитарный тип руководства и жесткое подчинение — один из способов создать команду, но отнюдь не команду зрелых, профессиональных единомышленников. Мой клиент, много лет являясь достаточно жестким руководителем, в процессе лидерского тренинга пришел к выводу, что для его компании настало время реформ. Казалось бы, более уважительное и поддерживающее отношение должно было найти понимание у его сотрудников. А на практике новое отношение вылилось в новые конфликты. Непосредственные подчиненные — руководители отделов обвинили его в чрезмерной мягкости и слабости.

Надо сказать, что они сами придерживались авторитарного типа руководства и годами их приемы управления поддерживались авторитетом босса. Сотрудники жили в определенной системе координат, где есть диктатор и есть люди, которым не надо самостоятельно думать. Теперь же схема рушилась. А попытка «пригласить» коллег в новый тип отношений терпела фиаско.

Любому руководителю необходимо понимать, что далеко не все члены его команды смогут поддержать новый, партнерский, стиль отношений: с кем-то придется расстаться. Это объяснимо — среди нас есть люди, ищущие нового и желающие развиваться. Но есть и те, кто боится внутренних перемен и отвергает их. Все, что вы можете, — лишь показать людям новое. А принять его или отвергнуть — личный выбор каждого.