Антикоучинг: с какими личными проблемами сталкиваются бизнес-лидеры

19.10.2017
Сравни.ru

Мы привыкли считать успешных бизнесменов и руководителей сильными и независимыми. Психотерапевт и автор книги «Бизнес и/или любовь» Ольга Лукина на основе своего профессионального опыта описывает, что скрывается за красивым фасадом некоторых из них.

1. Статус «свободен»

Одни страдают от одиночества, другие — используют его как мотивацию. Некоторые бизнесмены ставят перед собой сверхзадачи и уходят с головой в работу. А по сути просто сбегают от пустоты. Но наступает момент, когда внутренняя неудовлетворённость прорывается наружу.

В качестве иллюстрации автор вспоминает историю Кати* — ведущего специалиста крупной международной юридической компании. Ей 27 лет, хороший доход, большие амбиции и независимость. Но успехи на работе меркнут из-за проблем в личной жизни. То партнёр слишком слаб для неё, то слишком властный, то она не чувствует свою значимость.

В процессе терапии Катя призналась, что в её семье ей всегда не хватало понимания, поддержки и защиты. Слишком занятая и требовательная мама-главврач и часто отсутствующий отец.

«Неосознанно с Дэвидом вы сейчас разыгрываете спектакль под названием „меня не любят“. Вы подтасовываете факты, ища подтверждений для своих старых переживаний и принятых в связи с ними в раннем детстве решений, — пишет Ольга Лукина. — Какие решения я могла принять? — Например, в прошлом вы могли решить, что „все мужчины — слабые“, что „все люди, когда ты ближе их узнаёшь — холодные и безразличные“, что „как бы Катя ни старалась — она недостойна любви“».

Для карьеристки Кати всё закончилось успешно. Она назвала проблемы своими именами, что позволило ей начать их решать. Сейчас она замужем, и у неё четверо детей.

2. Дети-заложники

Многие психологи предупреждают родителей, что нужно не детей воспитывать, а себя. Всё просто — дети либо копируют поведение мамы и папы, либо отрицают его.

Бизнесмен Анатолий пришёл к психологу после побега жены. Она вернулась к себе домой во Францию с их маленькой дочкой. Сын остался с ним. «Я больше не могу. Это не любовь. Это жестокость. Я ненавижу жестокость. Я не твоя принадлежность», — написала она в записке.

Анатолий всё держал под контролем и был уверен, что за деньги можно купить всё. Близкие должны были ему подчиняться. В ходе терапии выяснилось, что в детстве он подвергался жестокости и унижению со стороны отчима и сводного старшего брата. Для устранения детских травм и обид требовалась глубинная терапия. Клиент думал иначе и, наладив отношения со своими близкими и подчинёнными, вернув жену, в итоге прервал терапевтическую работу. Но история не об этом.

Через семь лет герой снова обратился к Ольге Лукиной. Его сыну Анри исполнилось восемнадцать лет, и он заявил, что хочет сменить пол. Он не хочет быть мужчиной. Как выяснилось уже в ходе беседы с парнем, детские травмы от жизни с деспотичным отцом сформировали в нём желание бежать, в том числе и из своего тела.

«Для Анри мужественность — это вы. Он не мужчиной быть не хочет. Он не хочет быть вами. Сейчас ему всего лишь необходимо понять, что ваш путь — не единственный путь для мужчины.

Мальчику сейчас необходимо, чтобы вы: признали, как сильно его поранили; начали менять своё отношение к нему; учились его уважать и любить», — отмечала Лукина в своей последней беседе с Анатолием. На этом история обрывается, её конец неизвестен, потому что больше своего клиента автор книги не видела.

3. Амазонка в доме

Потеря работы — это само по себе потрясение, страхи и переживания. Но для успешной и сильной Галины такое событие обернулось крушением её мира, депрессией, разрушением отношений с мужем и дочкой. Почему?

«Она смотрела на всю эту ситуацию глазами маленькой девочки, у которой не было права на прощение. Которая чувствовала себя ничтожной, потому что оказалась несовершенной», — вспоминает Ольга Лукина.

Дело, как несложно догадаться, в детстве героини. Точнее — в её авторитарном отце, который был всегда недовольным и всякий раз издевался над дочкой, когда у неё что-то не получалось.

Галина многого добилась в материальном плане. Про таких обычно говорят «коня на скаку остановит» или «мужик в юбке». Она стала очень жёсткой и требовательной к себе и к другим, в первую очередь к своим близким. А они, как правило, не дотягивали до её стандартов. Что становилось причиной частых скандалов и в итоге привело к уходу дочки.

«Галина, у вас нет такого ощущения, что вы нуждаетесь в так называемых беспомощных людях не меньше, чем они в вас? Вы сами организуете очень специфическим образом взаимоотношения с людьми, сажаете их себе на шею, и они незаметно начинают зависеть от вас. Это в свою очередь даёт вам повод спустя некоторое время подтвердить себе: „Они без меня пропадут“, „Я должна их спасать“. А через некоторое время вы говорите: „Как вы меня достали, кровососы!“», — спросила как-то свою клиентку автор книги.

Потребовались месяцы работы, чтобы героиня приняла правду о себе, начала налаживать контакт с мужем и дочкой, разрешила себе быть женщиной.

4. Без вины виноватый

Разве можно упрекнуть родителей в том, что они стремятся дать своим детям лучшее? Сделать так, чтобы они ни в чём не нуждались. А супруга, который делает всё для своей жены, освобождает её от любых хлопот? Это же просто забота, продиктованная самыми тёплыми чувствами. Только она не всегда идёт на пользу. Как ребёнок может вырасти пассивным и не приспособленным к жизни, так и супруга может превратиться в неблагодарную стерву. Что и произошло в семье успешного бизнесмена Кирилла.

Год назад его супруга призналась, что последние десять лет изменяла ему. Развода за этим не последовало. Вместо этого он пробовал притвориться, что ничего и не было, пытался её понять, сажал под домашний арест. Но ничего не помогало. Неудивительно, что в таких условиях жизнь и его бизнес начали терять для него всякий смысл. Удивительно, что вместо «праведного» гнева герой испытывал чувство стыда и собственной вины, ответственности за всё это. Правда, в этом была доля истины.

«Освободив жену от любой ответственности, вы изначально заложили платформу для нездоровых, невротических отношений. Вы взяли на себя роль могущественного Спасителя. А Ксении отвели роль беспомощной Жертвы. Тем самым вы обесценили её способности. Вы многие годы не признавали в ней саму возможность быть самостоятельным и полноценным человеком. — Но всё, что я делал, я делал для нас двоих! — Заметьте, делали только вы. При этом ваша жена не инвалид. Ей точно так же, как и вам, было важно что-то делать, созидать, чтобы чувствовать смысл в своей жизни. А получилось, что она накапливала неудовлетворение годами», — вспоминает фрагмент их диалога автор.

Под давлением своих негативных эмоций, которые искали выход, супруга Кирилла постепенно перешла из роли обласканной жертвы к роли преследователя. А сам герой из спасителя превратился в жертву и позволил с собой так обращаться. По сути он полностью взял вину за её несчастье на себя.

Понять это стало первым шагом в психотерапии. На следующем этапе Кириллу нужно было выяснить, откуда истоки его жертвенности. Он старший ребёнок в семье. Его отца арестовали по какому-то громкому показательному делу. Мама погрузилась в депрессию. И он всеми силами старался сделать её счастливой, взяв на себя ответственность за их семью.

«С годами послание о гиперответственности трансформировалось у Кирилла в чувство вины: не справляясь с задачей осчастливить близкого человека, он искренне, всей душой начинал чувствовать себя виноватым», — объясняет Ольга Лукина.

Кирилл завершил терапию, решив, что дальше справится самостоятельно.

5. Страх брошенности

Желание быть всегда полезным и нужным, стремление мотивировать и вдохновлять других, поддерживать их и радовать. Казалось бы, за этим нет ничего плохого. Возможно, но не когда вас атакуют психосоматические приступы с физической болью в груди.

Управляющий директор строительной компании Татьяна построила отличную карьеру. И как ей казалось, нашла своего единственного в лице Александра. Только вот жил он на две семьи. Да и постоянно сталкивался с финансовыми проблемами. Героиня всеми силами пыталась помочь ему в его делах, наладить контакты, найти клиентов для его компании. Но он постоянно проявлял какую-то халатность и упускал новые возможности.

Возникает вопрос. Почему столь успешная личность выбрала себе в партнёры пассивного и слабого человека? Он ни с семьёй не может решить вопросы, ни с работой.

«Некоторые отрывки воспоминаний Татьяны давали основания предположить, что лидером в их семье, скорее всего, была мама. Она была более успешной и доминировала. Давала оценку действиям мужа, подталкивала его к каким-то большим свершениям, — докапывалась до истины Ольга Лукина. — Мама Татьяны ставила в приоритет целеустремленность и успешность. Эта информация проливала некоторый свет на процесс самоидентификации Татьяны как женщины. По сценарию для Татьяны была уготована следующая роль: женщина должна быть самостоятельной и успешной в карьере. Но при этом ей обязательно полагалось быть при мужчине, которого необходимо всё время побуждать достигать большего, „подтягивая“ его вверх».

Это хорошо объясняло, почему её привлекал нерешительный Александр. Но не давало ответа на вопрос, почему она согласилась на роль любовницы и не ушла от него. На словах всё просто и очевидно: Татьяной движет страх расставания и перспектива оказаться ненужной. Очередное почему и поиски ответа в детских воспоминаниях.

У Татьяны любящие родители, над ней не издевались, не прятали свою любовь. Просто с раннего детства отвозили её на всё лето к бабушке. Из лучших побуждений — там же климат лучше, не то, что на севере. Героиня очень тяжело переживала долгую разлуку с мамой и чувствовала себя брошенной.

«На свои отношения с партнёром Татьяна смотрела глазами испуганной девочки. Стремясь уменьшить угрозу разрыва, она использовала детские стратегии: старалась радовать, не расстраивать, во всем помогать, быть лучшей... Всё то же, что было с мамой», — отмечает автор.

Кстати, по этой же причине Татьяна терпела неуважение от одного из акционеров компании, мирилась с его наглостью, грубостью и манипуляциями. Осознание своего сценария позволило ей выбраться из ловушки — отстоять себя в офисе, бросить роль «хорошей девочки», сблизиться больше с родителями и закончить нездоровые отношения.

*Автор просит не искать в портретах героев и в их ситуациях сходства с реальными людьми и событиями. Рассказанные ею истории лишь основаны на реальных фактах.