Ритейлеры фиксируют повышенный спрос на некоторые товары на фоне коронавируса

16.03.2020
Delovoe.TV

Власти уверяют, что ничего страшного не случится. Некоторые торгсети налаживают дополнительные поставки.

«Торговые сети России заранее начали создавать запасы продуктов, закрытие никаких продовольственных магазинов на фоне распространения в мире коронавируса нового типа не планируется», — сообщили ТАСС в Минпромторге РФ.

Даже в развитых странах население в панике стало скупать продукты длительного хранения, предметы гигиены. Спрос может породить эффект пустой полки, когда отсутствие необходимого заставляет бежать в соседний магазин. Начинаются слухи, толпа покупателей растет.

Несколько лет назад и без всяких эпидемий подобное наблюдалось с гречкой, солью... Пустые полки в магазинах чиновники допускают, но говорят, что это от сбоя выкладки товаров на полки, а не от их отсутствия. Покупателям предлагают верить, что товар уже в пути.

Минпромторг контролирует ситуацию

Минпромторг мониторит ситуацию на потребительском рынке в субъектах РФ совместно и с региональными властями, и с торговыми сетями. В министерстве также призвали потребителей осознанно подходить к планированию покупок.

«Хотелось бы предупредить потребителей, что у любого товара есть срок годности, и та же крупа, приобретаемая сейчас впрок, не может храниться вечно. Поэтому мы, конечно, призываем граждан осознанно и рационально подходить к планированию собственных покупок», — предупредили в Минпромторге.

Известно, что 16 марта торговые сети должны были направить в Минпромторг РФ данные о запасах социально значимых товаров. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят «Ашан», X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси», «Лента», Metro Cash & Carry и др.

Ритейлеры делают запасы впрок ряда товаров

Менеджер по связям с общественностью компании «Лента» Тимофей Гончарук на запрос Delovoe.tv о ситуации ответил, что его сеть не наблюдает взрывного спроса на какие-либо товары в наших магазинах.

«Есть увеличение спроса на товары с длительным сроком хранения, моющие средства, средства гигиены, но значения находятся в пределах нормы», — признал он.

У сети достаточно запасов, чтобы обеспечивать магазины продукцией, и мы увеличиваем их на случай повышенного спроса, сообщил представитель «Ленты».

На запрос Delovoe.tv в компании X5 Retail Group (торговые бренды «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») ответили:

«В части магазинов сейчас наблюдаем повышенный спрос на отдельные товары. Поэтому налаживаем дополнительные поставки в магазины с наших распределительных центров во всех регионах: увеличиваем объем партий этих товаров в магазины и частоту пополнения полок — это требует дополнительных усилий от сотрудников и может занимать больше времени. Производители поставляют товар вовремя, и на складах мы имеем достаточный запас, чтобы удовлетворить все потребности наших покупателей в свежих и качественных продуктах. Если на полке в магазине недостаточно товара, то завтра ее пополнят новой поставкой со склада».

В еще одной федеральной торговой сети ГК «ДИКСИ» нашей редакции так же заявили, что все магазины группы компаний «работают в штатном режиме, дефицита какой-либо категории товаров не наблюдается, складские запасы магазинов пополняются в достаточном количестве. Все виды товаров есть в наличии в распределительных центрах, для предупреждения ажиотажного спроса задействованы резервные распределительные центры группы компаний».

Руководитель администрации пресс-службы ГК «ДИКСИ» Валентина Агеева так же заявила Delovoe.tv, что с сотрудниками магазинов и распределительных центров проведен дополнительный инструктаж о необходимости усиления контроля над наличием товара в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в РФ.

Эксперты отмечают рост спроса на крупу, гречку, консервы, макаронные изделия и соленья

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев так оценивает ситуацию:

«Какой-либо паники в России пока не происходит: крупные компании неспешно переходят на „удаленку“, однако торговые центры все также забиты посетителями, а дефицита по товарам не наблюдается».

Геннадий Николаев замечает, что крупные розничные игроки регулярно отчитываются о положении дел. Самым серьезным последствием коронавируса пока можно считать увеличившийся спрос на товары длительного хранения, который проявился еще в начале месяца и сети уже успели под него подстроиться.

«Сейчас активно скупают крупу, гречку, консервы, макаронные изделия и соленья — спрос на них увеличился на 70%. Причем акцент делается именно на дешевые сегмент, но что характерно: не наблюдается ни пустых полок, ни увеличенных очередей в кассы», — говорит эксперт.

По его данным, в сети «Ашан» пока вовсе не замечают воздействия коронавируса на продажи, списывая увеличение спроса по данным группам товаров на сезонный фактор. Из интересного — растет число онлайн-заказов у всех основных ритейлеров: представители сети «Утконос» сообщили о возможных задержках в доставке и попросили самостоятельно забирать заказы из пунктов самообслуживания.

Аптеки — на передней линии

В связи с объявленной пандемией коронавируса в аптечных сетях отмечается рост спроса на препараты противопростудной группы, обращают внимание эксперты.

Директор по операционной деятельности и стратегическому планированию Евразийского подразделения фармацевтической компании «Босналек» Андрей Соколов:

«До конца прошлого года и в январе 2020 года мы наблюдали снижение, которое связывали с тёплой зимой и более масштабной вакцинацией населения. Однако сейчас тренд развернулся, особенно это коснулось препаратов с противовирусным действием. Например, „Лизобакт“, у которого имеется доказанное противовирусное действие, стал лидером категории средств от боли в горле».

Фармацевт связывает это с тем, что потребители предпочитают использовать препарат как средство повышения неспецифической иммунной защиты полости рта и горла поскольку основной путь заражения и ОРВИ, и коронавирусом — воздушно капельный.

Практикующий интегративный психотерапевт, к.м.н., директор Института интегративной психотерапии и коучинга Ольга Лукина призывает не терять самообладание:

«Ажиотажный спрос наблюдается и в аптеках, и в торговых сетях. Единственный способ исправить ситуацию — оперативное и честное информирование о проблеме со стороны властей, наличие у лидеров страны и медицинского руководства понятного и четкого плана по противодействию распространению эпидемии».

Люди в Германии, в Израиле, в некоторых других странах ведут себя более взрослым образом, замечает она. Психотерапевт считает, что это потому что народы этих стран откликаются на действия властей, направленные на защиту граждан.

«Там же где есть дефицит созидательного лидерства (например, в Италии и России) и у простых людей проявляется невротическое, иррациональное поведение. Скупка товаров первой необходимости — это лишь один из способов нездоровой реакции на ситуацию. Гораздо большую опасность представляют собой полное игнорирование проблемы, с одной стороны, и агрессивное поведение, вызванное страхом, — с другой», — предупреждает директор института.