Так уж получилось, что обе мои книги «Бизнес и/или свобода» и «Бизнес и/или любовь» появились на свет в конце августа – одна семь лет назад, другая два года назад. Семь – магическое число. Семь лет – не малый срок, можно уже сделать какие-то выводы.
Обе свои книги я посвятила лидерам и их близким, людям, которые тесно связаны с лидерами, - в семье или в бизнесе. Лидеры – это люди сильные, яркие, своевольные. Они способны отвечать на самые серьезные жизненные вызовы и самостоятельно разрешать почти любые внешние проблемы.
Это люди, которые привыкли действовать и побеждать.
Но рано или поздно в жизни наступает момент, когда их детские конфликты и внутренние блоки обнажаются, и останавливают движение вперед. Возможно, впервые в жизни они не знают, что делать дальше.
Это – кризис, точка перелома. По-старому жить больше не получается, а как по-новому - не понятно. Лидеры, это люди с большими ресурсами и возможностями, они часто помогают кому - то в жизни. Но в этот момент они сами остро нуждаются в помощи.
Этот кризис заставляет их отвлечься от мира сверхцелей и цифр и заглянуть внутрь себя. Оказывается, что за фасадом силы и успеха скрывается чувственная и ранимая душа.
В своих книгах «Бизнес и/или свобода» и «Бизнес и/или любовь» я постаралась обобщить и изложить без применения профессионального «птичьего» языка опыт своих почти 25 лет работы с лидерами. Их боль и отчаяние, когда они принимают решение прийти в мой кабинет, их страстное желание докопаться до истины, их молниеносный интеллект и интуиция, их невероятная работоспособность и сила чувств, - я писала об этом. Это уникальные клиенты! Работа с ними, – это всегда вызов для меня. Как для человека и как для психотерапевта.
Я искренне делилась с читателями тем, как непросто складывались наши отношения, – как сопротивлялись и злились мои клиенты, возвращая себе способность к человеческой близости и доверию. Но это единственный путь к своей внутренней свободе и любви.
Мои книги рождались не просто. Сначала 5 лет работы над одной книгой, потом 4 года работы над другой. Периоды потока сменялись этапами мучительных поисков. Ведь я же не профессиональный литератор – я доктор. Не все талантливые врачи одарены от природы так щедро как Чехов или Булгаков.))
Пока я трудилась над рукописью, я еще не подозревала, какие сложности поджидают меня дальше. Каждую свою книгу мне в буквальном смысле слова пришлось отвоевывать в схватке с редакторами.
В первом случае я не подписала контракт с одним из ведущих издательств, потому что оно настойчиво требовало полностью «переработать» мою книгу – упростить, убрать глубину и сделать массовый доступный продукт. «Вы же хотите стать знаменитым автором бестселлера?» – спрашивая утверждал руководитель направления в издательстве. «Книжка ваша слишком умная», - вторил его коллега. Я отказалась от предложенного контракта, и выбрала другое, небольшое издательство, печатавшее учебники серьезных экспертов по экономическим и гуманитарным дисциплинам. Оно бережно оформило и напечатало книгу, не изменив в ней ни одного предложения. А известность к книге пришла позже, сама по себе.
Со второй книгой было не легче. Редакторы накинулись на рукопись, безжалостно разрушая сложные и длинные, с их точки зрения, мои диалоги с клиентами, сокращали ремарки, отражающие сложную динамику развития отношений между клиентом и терапевтом. Но ведь в этом ценность моих книг. Я приглашаю читателя заглянуть за кулисы психотерапевтической работы, чтобы он смог увидеть и понять, что там происходит на самом деле. Редакторы же решали свою задачу, как они ее понимали. Они настойчиво пытались сделать книгу более «правильной» и «литературной». Ничего у них не вышло. Я поставила вопрос ребром и была готова прекратить сотрудничество. Им пришлось мне уступить.
Я до сих пор не престаю удивляться: почему ведущие редакции бизнес-литературы в Москве решили, что нынешним предпринимателям и бизнесменам нужны только укороченные императивные тексты в стиле «делай раз, делай два…».
Все эти манипулятивные приемы из инфобизнеса цепляют только людей несмелых, не доверяющих себе и потому ведомых. Но я прекрасно чувствую и понимаю свою аудиторию.
Лидеры ищут и по-настоящему ценят серьезную экспертную литературу, которая дает ответы на волнующие их практические вопросы, а что предпринять, - они способны решить сами. Но такой литературы, увы, очень мало. Мне удалось отстоять свои тексты, сохранив в них искренность и глубину.
Книги нашли своих читателей. Многие пишут, как они им помогли; часто я слышу о том, что само по себе прочтение книги оказало терапевтический эффект. Тексты разбирают на цитаты, которые заставляют людей задуматься, они делятся ими друг с другом.
Более того, опыт моих прежних клиентов, описанный в книгах, помог многим лидерам обратиться за помощью аналитического терапевта, не дожидаясь жестоких последствий и потерь кризиса.
Да, безусловно, кризис открывает новые возможности, - но только тем людям, которые готовы осознать, что они сами сделали неправильно и что привело их к этой точке невозврата. Когда они готовы взять на себя ответственность и трансформировать себя, вместо того чтобы «насиловать» окружающих людей и остальной мир.
Для других же кризис останется испытанием, переходящим в страдание.
«Обычный» человек, теряя контакт с реальностью, например, из-за раздувшихся болезненных амбиций и защитного ощущения превосходства над другими людьми, разрушает свои отношения с близкими. Он замыкается в своем невротическом одиночестве, пописывая злобные комментарии в интернете.
Но если такая проблема начнет неуправляемо развиваться у сильного лидера, то он способен разрушить не только свою жизнь. Он может втянуть в воронку разрушений и агрессии десятки, тысячи и даже миллионы людей.
Мой труд доктора, — это моя социальная миссия.
Во второй половине жизни очень важно осознавать, что твой труд нужен, полезен и востребован людьми, что ты получаешь от него удовлетворение и радость.
Я очень надеюсь, что мои книги и дальше будут находить свой путь к лидерам, помогая им не только быть успешными, но и более счастливыми, а значит - созидающими.